Кузнецов зорко
cледил за фарфоровой продукцией на мировом рынке, стремясь внедрить на
своих заводах все последние достижения. В 1910 году французская фирма
«Фор» выпустила автоматы для формовки чашек с толстыми стенками.
Кузнецов тут же купил эти машины и установил в Дулево, а затем в Гжели.
В 80-е годы в Западной Европе стало модным украшать фарфор переводными
рисунками способом декалькомании — многоцветной печати, полностью
имитирующей ручную роспись. «Декалько» успешно заменяло живописцев. В
1900-е годы в Дулево было налажено производство собственных переводных
рисунков 900 разновидностей, но краски казались недостаточно яркими, и
многоцветная деколь дорабатывалась вручную. Сюжеты для рисунков деколей
напоминали росписи фарфора первой половины XIX века: романтические
пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного
рисунка золотом и другой краской. Художники аэрографом по надглазурной
росписи тонировали изделия цветным фоном, на который затем наклеивали
деколи с цветочными орнаментами. Модными были в то время нежные тона:
голубой, розовый, сиреневый, желтый.
Основными покупателями продукции Кузнецовских заводов на
российском рынке были крестьяне — их привлекал товар дешевый и неяркий,
а также горожане, охотно раскупавшие по средней цене кузнецовскую
посуду, по росписи похожую на дорогую «дворянскую». Матвей Сидорович
уделял большое внимание изучению покупательского спроса. Новые рисунки
разрабатывались на его заводах с учетом вкуса определенных кругов
потребителей, учитывалось и эмоциональное воздействие цветового решения
росписей. Он приглашал для работы знаменитых русских живописцев.
Известно, что на фабрике Кузнецова, хотя и недолго, работал М.А.
Врубель, создав эскиз росписи декоративного блюда по мотивам «Садко».
В 1912 году — к 100-летию победы России в Отечественной
войне 1812 года — заводы «Товарищества М.С. Кузнецова» выпустили
тарелки, сервизы, чашки, блюда с изображением сцен из истории
Отечественной войны, богато украшенные золотым штампованным орнаментом,
деколи для которых были сделаны в Германии.
В 1913 году на заводе в Дулево работало более трех тысяч
человек; выпускалось почти 20 тысяч изделий на сумму около 1 750 000
рублей.
«Товарищество М.С. Кузнецова» во многом благодаря
коммерческому таланту Матвея Сидоровича, его предприимчивости,
исключительной изобретательности в решении деловых вопросов процветало.
После участия в Московской политехнической выставке в 1872 году и в
промышленной выставке в Нижнем Новгороде он получил право ставить на
своих изделиях Государственный герб. Росла и мировая слава.
Свидетельство тому — золотые медали на Всемирных выставках в Париже в
1889 и 1900 годах, «Гран-при» на выставке в Реймсе в 1903-м и Льеже в
1905-м.
За заслуги перед Отечеством и обществом М.С. Кузнецов
был награжден орденами Станислава и Владимира двух степеней, святой
Анны, а также орденом Бухарской звезды, французского Кавалерийского
креста и орденом Почетного легиона. Он состоял членом многих
благотворительных учреждений, был гласным московской городской думы и
выборным московского Биржевого общества и, конечно же, как лучший из
лучших в своей отрасли имел звание «Поставщик Двора Его Императорского
Величества».