В России конца XIX
— начала XX веков заводы «Товарищества производства фарфоровых и
фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в Риге, Дулево, Новгороде, Вербилках
и другие были основными производителями относительно недорогого фарфора
для широкого потребителя.
Матвей Сидорович Кузнецов — талантливый, предприимчивый
промышленник — поставлял фарфор по всей России. Он не просто продолжил
дело своего отца и деда, а вывел его на качественно новый уровень —
значительно увеличил мощности заводов, доставшихся ему по наследству,
приобрел новые, расширил ассортимент, рынки сбыта, успешно конкурировал
с европейскими и восточными производителями фарфора.
Основал «семейное дело» прадед Матвея Сидоровича — Яков
Васильевич Кузнецов — деревенский кузнец. Крестьяне приезжали к нему
подковать коня, купить ось к телеге, косу, топор, грабли... Проезжие
порой останавливались на ночлег — тоже «статья дохода».
Чего только не болтали злые языки, когда Яков Кузнецов
начал ставить сруб на берегу реки Дорки, почти у самого края деревни
Гжель: ограбил, мол, и убил постояльца — богатого купца... Вскоре к
дому начали подъезжать подводы с глиной, кварцем, шпатом: в 1810 году
это был уже небольшой кустарный фарфоровый заводик. Два года спустя его
возглавил сын Якова — Терентий. Решив расширить отцовское производство,
он построил новый завод — в Дулево Владимирской губернии. В 1832 году
производство с сортировочным цехом, складом, живописной мастерской было
введено в действие. На этом предприимчивый хозяин не остановился:
неподалеку, в селе Коротково, находилось отлично налаженное фарфоровое
производство А.Г. Сафонова. Его живописцы знали особый рецепт
приготовления ярких керамических красок и фарфоровой массы, искусно
расписывали изделия способом крытья — синим, розовым, желтым, малиновым
кобальтом, бархатным, сочным. Для отделки дорогой посуды использовали
золото, гравировали агатом. В причудливом орнаменте «читалась» каждая
деталь. Терентий Кузнецов во что бы то ни стало решил купить этот завод
и добился своего. Сначала в 1851 году арендовал, а позже стал его
полноправным владельцем.
Сын Терентия — Сидор, приняв от отца бразды правления,
закрыл производство в Коротково, а талантливых мастеров перевел на свой
завод в Дулево. До этого, еще 1843 году, он основал фарфорово-фаянсовый
завод в Риге, на котором выпускал столовую и чайную посуду, а также
телеграфные и телефонные изоляторы, полуфаянсовые изделия. Опытные
мастера приехали сюда из Гжели — на окраине Риги, недалеко от Западной
Двины, появилась русская деревня. Фарфоровое производство росло,
принося немалые доходы.
Своему сыну Матвею Сидор Терентьевич с раннего детства
старался привить деловую жилку, воспитывал в нем твердость характера,
терпение, упорство в достижении цели. Образование Матвей получил
домашнее, а в 1861 году — в 15 лет — по воле отца отправился в Ригу.
Управляющий познакомил его не только со всеми премудростями
изготовления фарфора, но учил и тому, каким должен быть хозяин
производства. В Риге Матвей закончил коммерческое училище; по
распоряжению правительства принимал участие в разработке тарифов для
железнодорожного транспорта и таможенных пошлин.
В 1864 году пришел его час возглавить «кузнецовское
дело». В 18 лет Матвей становится единоличным владельцем всех заводов
семьи Кузнецовых. Правда, официально он находился под опекой мужей
своих сестер до совершеннолетия — 21 года, что не помешало ему в 19
обзавестись собственной семьей. Год от года она росла: наследников у
Матвея Кузнецова было восемь — семеро сыновей и дочь.
Матвей Кузнецов поставил себе цель — создать монополию
всех частных фарфоровых заводов России — и всю жизнь шел к ней. В
Тверской губернии, в селе Кузнецово (ныне Конаково), находился завод,
принадлежащий А.Я. Ауэрбаху, — один из лучших в стране. Его основал
аптекарь из Богемии Фридрих Бриннер, а в 1810 году продал Ауэрбаху —
лифляндскому провизору, который перевел завод в Кузнецово. Здесь
создавались уникальной красоты вещи — особенно столовые приборы,
отделанные гирляндами цветов и листьев. О размахе предприятия можно
судить по тому факту, что над сервизом для императорского путевого
дворца в Твери трудилось 7 тысяч человек! Изделия завода были отмечены
тремя золотыми медалями на различных выставках; дважды завод получал
право изображать на них Государственный герб, что считалось высшей
наградой. В 1870 году Матвей Кузнецов покупает завод А.Я. Ауэрбаха,
проводит его реконструкцию, техническое переустройство, устанавливает
три паровых котла, паровые машины, почти вдвое увеличивает число
рабочих. Имея такую производственную базу и мастеров высочайшего
класса, завод выпускал майолику, фарфор, фаянс, полуфаянс высшего
качества, неизменно получая награды на выставках и заказы от частных
лиц.
Ко второй половине XIX века М.С. Кузнецов стал
крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса, майолики и других видов изделий
на мировом рынке; имел 18 предприятий в Российской империи, среди них 8
фабрик, заводы в Дулево, Кузнецово, Будах Харьковской губернии, селе
Елавлянке Черниговской губернии, в деревне Песочная Калужской губернии.
В 1889 году было учреждено «Товарищество производства
фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве.
Но его хозяин не собирался «почивать на лаврах»: не давал покоя
знаменитый завод Гарднера — лучшее фарфоровое предприятие России. В
конце XIX века оно вдруг начало испытывать финансовые трудности. Ходили
слухи, что разориться предприятию «помог» Кузнецов. Другого объяснения
тому, что завод с мировой славой, не знавший кризисов, неожиданно
оказался в столь плачевном положении, многие не находили. Так или
иначе, в апреле 1892 года М.С. Кузнецов заключил торговую сделку с
последней владелицей завода, Елизаветой Николаевной Гарднер, на 238
тысяч рублей и 300 десятин земли. Отдельно за 5 тысяч были куплены все
фабричные модели, формы, рисунки, образцы. Особый договор подтверждал
право нового хозяина ставить на изделиях, вывесках, счетах герб и
фирменный знак завода «Гарднер», его награды и медали. Отныне слава
Гарднера принадлежала Кузнецову, ставшему-таки монополистом частного
фарфора!
«Фарфоровый магнат» Кузнецов попытался конкурировать и
с Императорским фарфоровым заводом. Из Петербурга в Дулево приехало
много мастеров-живописцев, но соединить «вольную» роспись народных
умельцев и строгую гамму классики не удалось. Каждый стиль был хорош
по-своему и развивался самостоятельно.
Ежегодно заводы «Товарищества М.С. Кузнецова» выпускали
продукцию более чем на 7 тысяч рублей — две трети всего производства
отрасли в России. Славились не только отменный кузнецовский фарфор,
фаянс, опаловая столовая и чайная посуда, но и терракотовые фигурки,
вазы, великолепные изразцы для печей, расписанные со строгим
соблюдением стиля древнерусских рисунков...
Матвей Кузнецов имел 15 постоянных торговых центров в
Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Варшаве; торговал на двенадцати
российских ярмарках, а также в Персии, Турции и на Балканах.
Так называемый «восточный товар» преобладал в продукции
«Товарищества М.С. Кузнецова» — выпускался бывшим гарднеровским и
гжельским заводами. На восточном рынке продавался обычный для России
ассортимент посуды — чайники, чашки с декором, сделанным по мотивам
восточных орнаментов, а также предметы восточного происхождения —
пиалы, блюда для плова, кальяны и многое другое. «Кашгарская печать»,
освоенная на заводах «Товарищества М.С. Кузнецова», вытеснила с рынков
Персии, Афганистана, Монголии и других азиатских стран фарфор из
Германии, Франции, Англии.
Среди предприятий М.С. Кузнецова крупнейшим был
Дулевский завод. К началу ХХ века здесь работало более 2300 человек,
действовало 8 печей для обжига посуды, три паровые машины мощностью 530
лошадиных сил, 20 муфельных печей. Когда неподалеку от завода проложили
Нижегородскую железную дорогу, производство получило дополнительные
выгоды. Продукция Дулево считалась одной из лучших в Европе во многом
благодаря использованию сырья высшего качества и его специальной
обработке. На первый взгляд, секрет был прост: глину в течение года
хранили в подвалах массозаготовочного цеха, не употребляя — «летовали».
За это время она становилась пластичней. Существенным было и применение
лишь сухого, выдержанного топлива: использовали только торф, добытый до
20 июля. Остальной считался непригодным для производства фарфора,
поскольку не хватало времени высушить его до кондиционной влажности.
Но, конечно же, главным, что делало изделия «Товарищества М.С.
Кузнецова» столь великолепными, — была высочайшая квалификация мастеров
его заводов — их талант и золотые руки.
Живописцы Гжели традиционно расписывали посуду
кобальтом, украшая ее крупным розаном, реже — мелкими цветочками. Эту
манеру росписи переняли и мастера Дулево, но их «розан» был
розово-пурпурным. В 40—50-х годах на заводе появилось много мастериц,
занимавшихся росписью. Имя Агафья было самым распространенным среди
них; «агашками» называли и их рисунки — трогательные, наивные, но очень
живые и яркие, сразу бросающиеся в глаза. Позднее в Дулево появилась
разновидность этого стиля — «трактирный», тоже яркий, броский, но более
декоративный, напоминавший красивую игрушку.